27 Апреля 2024

Главная

Назад в раздел

Рубрика Брянские «ОПОРОВЦЫ» Брянское отделение «ОПОРА РОССИИ» представляет: ИГОРЬ ИВАНИН

Сияние дятьковского хрусталя

В конце минувшего года автору этих строк довелось побывать на торжественном открытии бутика ООО «ДХЗ плюс» в Дятьково. Удивление, восхищение, восторг — такое читалось на лицах присутствующих, среди которых были и высокие гости из Москвы, звучало в выступлениях. Народный артист России Дмитрий Маликов даже признался в культурном шоке, который он испытал от представленной продукции и увиденного на заводе, где руками замечательных мастеров создается хрустальное чудо. На память он увез домой кучу сделанных лично фотоснимков. «Эти изделия могут украсить любую зарубежную выставку!» — заявила заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульнар Кадырова.

А ведь в такие реалии еще три года назад не верил никто. Даже почетный гражданин г.Дятьково, главный инженер с большим стажем и технический директор хрустального завода Алексей Тихонович Белый. Теперь он прямо говорит, кому город и область обязаны его возрождением: основателю и генеральному директору МК «Катюша» Сергею Александровичу Авдееву.

...Беседуем с И.А.Иваниным. В 2014 году он возглавил этот завод, собственником которого стал С.А.Авдеев. Сложности заключались в том, что историческая площадка, заложенная в восемнадцатом веке С.И.Мальцовым, восемь лет не использовалась, а сам завод год не работал, находился в состоянии банкротства. Да и никакого отношения Игорь Алексеевич к хрустальному производству не имел. Окончил БИТМ по специальности «Промышленный транспорт». Пять лет отработал в Свердловском производственном объединении «Турбомоторный завод», где за два года вырос до заместителя начальника механического цеха. Но пришли тяжелые времена, когда все в стране стало рушиться. Вернулся на малую родину, в Дятьково. С Сергеем Александровичем, говорит, знаком почти с детства, и когда тот предложил вместе заниматься мебелью, согласился. Четверть века в этом бизнесе. И тут вариант с хрустальным заводом, который С.А.Авдеев решил поднять, как ранее поднял и крепко поставил на ноги безнадежного, казалось, банкрота — местный ДОЗ.

— Не поверите, но я даже никогда на хрустальном заводе не бывал, — признается Игорь Алексеевич. — И это притом, что мама моя там 35 лет отработала алмазным мастером.

Печь запустили в течение полугода. А дальше пошло-поехало. Сегодня ООО «ДХЗ плюс» — это крепкая производ-ственная инфраструктура: цех выработки, новый цех обработки и химической полировки, коммуникации, котельная, компрессорная, очистные сооружения. Штат работников (в нем около 180 человек) укомплектован. Идет поэтапное обновление продукции: требование времени. То, что десятилетиями можно было купить даже в хозяйственных магазинах и на железнодорожных станциях, должно уступить место подлинным произведениям искусства. «Хрусталь нельзя обесценивать так называемой массовой культурой. Хрусталь — это не ширпотреб, а предмет роскоши, — убежден Игорь Алексеевич. — А потому изделия из него и выглядеть, и стоить должны соответственно».

Программа успешно реализуется. Уже освоено около 250 новых видов изделий, отвечающих вкусу самых взыскательных потребителей. При этом пока частично продолжается выпуск лучших образцов прошлых лет, но уже иного качества. Со временем, однако, и они уйдут в историю. Дизайн следующей партии также разработан. А третий этап — это уже блистательные, шикарные изделия. В совокупности около пятисот наименований — такой будет товарная линейка «ДХЗ плюс». Впечатляющий показатель! Кстати, к разработке дизайна были привлечены известные французские специалисты: ведь Франция является мировой законодательницей хрустальной моды.

Естественно, взятый курс на качественное обновление ассортимента потребовал и внедрения новых технологий, приобретения дополнительного оборудования. В настоящее время дятьковские мастера работают с золотом, платиной, различными красителями. В стадии монтажа две итальянские горшковые печи, где через месяц (так предполагается) станут варить цветной хрусталь.

Параллельно с решением столь масштабной задачи идет активная работа по продвижению бренда «Мальцов». Одна из ключевых ролей отводится магазинам. Открывать их планируется как в России, так и в Европе. Четыре торговые точки уже действуют в Москве. Рассматриваются и другие города с численностью населения в пределах миллиона и выше: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Омск. Выбор предопределен рынком: в мегаполисах меньше коммерческого риска. Всего в 2018 году намечается открыть пятнадцать фирменных бутиков. И здесь, кстати, такие цифры. В 2018 году на предприятии рассчитывают получить доходов в сумме 120 — 150 млн. рублей. Для сравнения: вначале было около 40 млн.

В этой деятельности хрустальщикам есть на что ориентироваться. На опыт мебельщиков МК «Катюша», где технологии, механизм взаимодействия наработаны не за один десяток лет. Около четырехсот фирменных магазинов в России реализуют нынче дятьковскую мебель. Уверенности придает и личное участие С.А.Авдеева в создании эффективной коммерческой сети предприятия.

— Заказы на оптовые поставки хрусталя поступают из всех регионов страны, наша продукция интересна и за границей, — говорит Игорь Алексеевич.

Называет страны, где хотят приобретать изделия под брендом «Мальцов»: Швейцария, Канада, Монголия. Используется любая возможность заявить о себе. Поэтому изделия дятьковских мастеров можно увидеть на различных престижных выставках. Например, «Ладья» (г.Москва), участвуют в которой предприятия народных художественных промыслов (ООО «ДХЗ плюс» входит в их ассоциацию).

Но только Россией география не ограничивается. Дятьковские шедевры желанны и получают высокие оценки на европейских выставках. Ими могли любоваться и посетители выставки в Дубае. А в феврале продукция «ДХЗ плюс» будет представлена в Германии (г.Франкфурт). Организует эту выставку с участием и других отечественных производителей Министерство промышленности и торговли РФ.

Плохо это или хорошо, но конкурентов в России у дятьковских хрустальщиков, по большому счету, нет. Не выдержали испытания рынком. Плюс и то, что завод является структурным звеном мебельного концерна. А значит, имеет возможность обеспечивать себя необходимым оборудованием (теми же стеллажами, например) собственного производства. Есть и такой весомый фактор, как живая заинтересованность отраслевого министер-ства в развитии предприятий народного художественного промысла. Курирует это направление упоминавшаяся выше Гульнар Кадырова (отсюда ее неоднократные приезды в Дятьково). 

— Нам предоставлены определенные преференции от государства, как членам ассоциации, в виде субсидий, — рассказывает И.А.Иванин. — Наш завод единственный из предприятий ассоциации вошел в федеральную программу, фонд развития промышленности. Получили кредит в размере более 100 млн. рублей на пять лет, с минимальной ставкой пять процентов. И с рассрочкой на пять лет. Под этот кредит разработали программу, я три раза ездил ее защищать. Благополучно защитили. Это было довольно непросто. Все требовалось обосновать, доказать.

Благодаря этой программе, — говорит генеральный директор, — удалось решить и экологические вопросы. В производстве хрусталя используются вредные химические вещества, различные кислоты. Для их нейтрализации пришлось осуществить ряд инженерных мероприятий.

Очень благодарен Игорь Алексеевич Гостехнадзору: его специалисты много полезного подсказали.

Об «ОПОРЕ РОССИИ» отзывается так: «Организация эта еще сравнительно молодая, на слуху чуть больше года. Но мне импонирует, что она активно включилась в работу по защите интересов и поддержке малого и среднего бизнеса».

На вопрос же, какие сейчас трудности, отвечает просто: «Банальные». У него такой принцип: лишь бы не мешали. А вот поддержка со стороны региональной власти очень желательна.

В конце беседы вышли мы на глобальный вопрос. Вот существуют явные на сегодняшний день мировые лидеры хрустального производства. Французы. Есть еще итальянцы, немцы, чехи. «Как, по-вашему, дистанция между ними и брендом «Мальцов» сокращается?» — спросил у Игоря Алексеевича. И он так ответил: «По качеству стекломассы и отделки изделий если мы им и уступаем, то ненамного. Абсолютно уверен, что мы войдем в нишу ведущих мировых производителей».

— А представьте ситуацию: Вы заходите во Франции в магазин, где выставлен и здешний хрусталь, и видите, что покупают ваш, дятьковский. О чем подумаете?

— Когда свое, родное, пользуется спросом, понимаешь, что идешь верным путем.

Да, сил, нервов, средств в мебельный концерн «Катюша» много вложено. Прежде чем начать хрустальный бизнес, пришлось С.А.Авдееву и И.А.Иванину всю Европу объездить. Не ради географических и прочих достопримечательностей. Изучали лучший опыт. И вот какая эволюция произошла всего за два года. «Если я раньше приезжал смотреть работу

немцев, французов, итальянцев, чехов, — говорит Игорь Алексеевич, — то у меня было состояние некой учебы. Сегодня я поймал себя на другом: я уже сравниваю… Понимаете? Человек, четверть века занимавшийся мебелью, сравнивает то, чего смогли добиться на хрустальном заводе, с достижениями признанных мировых авторитетов. Я уже и критикую их (смеется). Хотя раньше у меня был просто рот открыт».

По материалам публикации в газете «Брянские факты» № 50 [1050], вкладыш газеты «ОПОРА РОССИИ в Брянске» № 41

01 Февраля 2018
Назад в раздел