18 Октября 2018

Главная

Назад в раздел

Жуковский опытный завод техоборудования

У многих жителей не только Брянщины город Жуковка ассоциируется прежде всего с местным мотовелозаводом. Но есть здесь и другая визитная карточка, также известная в стране и за рубежом, — опытный завод технологического оборудования. Нынче ему исполняется сорок лет, шестнадцать из которых предприятием руководит Николай Анатольевич Корольков — выходец, кстати, с велозавода. На вопрос: «Не болит ли душа по нему?» — отвечает: «Конечно, он мне по-доброму памятен. Но все мои помыслы и душа здесь. Ведь столько сил вложено!..»

Вместе с ним походил по заводу, посмотрел, как трудятся люди. Шестьдесят человек на опытном, а в лучшие советские времена было двести. Ничего не поделаешь, рынок… Но те, кто остался, — надежный костяк. Многие трудятся с тех пор, когда завод только вставал на ноги (а он изначально был ориентирован на выпуск оборудования для переработки древесных отходов). Данное направление — одно из основных и сегодня. Примерно половина всего объема продукции — это так называемая рубительная техника.

А еще освоили в свое время выпуск газовых мини-котельных — в рамках программы газификации области. Полторы сотни их произвели, все по сей день успешно эксплуатируются на различных объектах, некоторые — по пятнадцать лет. По словам Н.А.Королькова, могут без проблем прослужить и более тридцати. И в содружестве с различными московскими фирмами (те обеспечивали проектами) изготавливали конвейеры — ленточные, шнековые, вибрационные. Но вот уже второй год заказов по этим направлениям нет: кризис в экономике,  «кошельки» опустели, вот и пришлось на неопределенный срок свернуть все инвестиционные программы. Даже у небедствующего, казалось бы, Ново-Липецкого металлургического комбината затруднения. Два года назад поставили туда пять конвейеров, и на этом пока точка.

Один из примеров — судьба трубных скребковых конвейеров. «Наше ноу-хау!» — с гордостью говорит Николай Анатольевич. По сравнению с пневмотранспортными «собратьями», они потребляют электроэнергии в шесть-семь раз меньше. Чудо техники! «В свое время, — продолжает директор, — мы входили в программу энергосбережения Республики Беларусь. Провели полную модернизацию производства, семь таких линий внедрили, заменив весь пневмотранспорт. Белорусы не нарадуются. И дело не только в колоссальной экономии энергоресурсов. Когда мы приехали на Витебский комбинат по производству доломитовой муки, лес в его окрестностях был седой от пыли из-за пневматики. Люди ходили по территории в сапогах: после дождика образовывался двадцатисантиметровый слой жижи. Теперь там можно и в тапочках прогуляться». Но и это ноу-хау не имеет пока спроса. Все по той же причине».

Во время посещения цехов обратил внимание на необычные заготовки. Еще одна новинка: линия по переработке автомобильных шин. Очень актуальная тема! В Брянской области никто этим не занимается. В Подмосковье же, с которым у коллектива завода деловые отношения, измельченную резину используют при строительстве детских площадок и спортивных сооружений. А за рубежом резиновую крошку добавляют в дорожные покрытия. Для прочности и долговечности. Но наши дорожники брать ее не хотят. И можно лишь предполагать, почему. Не потому ли (выскажу дерзкую мысль), что она увеличивает срок эксплуатации дорожного полотна, а это выгодно не всем?!

Поэтому живет завод главным образом за счет заказов на различные измельчители древесины, в том числе с металлическими включениями (поддоны, ящики, мебель и др.). В связи с этим коснулись в разговоре с Николаем Анатольевичем нашумевшей истории, связанной со свалкой в подмосковной Балашихе (об этом сообщало ТВ). «Вам не хотелось позвонить куда надо и предложить свои услуги?» — задаю вопрос. Мой собеседник смотрит на ситуацию глазами реалиста: «Если бы мы были нужны, давно бы сами с нами связались. Но сегодня многие не хотят вкладывать деньги в экологию».

Новое и весьма перспективное направление, которое на заводе недавно начали развивать, — сортировка твердых бытовых отходов. Перспективное потому, что все полигоны ТБО страны обязаны иметь сортировальные комплексы. Государственная политика. Но и с этим не все пока гладко. Трудятся заводчане над выполнением заказа для Жуковского полигона. Пилотный вариант в Брянской области. Цена — самая низкая на подобную технику: 1 млн 250 тыс. рублей. «Тяжело идет, — признается Корольков, — с финансами сложно…» Загорелись было и новозыбковцы, представители завода даже съездили туда. Но дальше дело не пошло. Да, в этом нам, россиянам,  еще очень далеко до Беларуси. Там в каждом областном центре крупные сортировочные заводы, организован раздельный сбор отходов…

А как же конкуренция? Она существует. По переработке резины поддавливает  подобный завод в Новосибирске. По рубительным машинам — предприятие в Кирове. Негусто. Вот с Китаем не расслабишься. Там совершенно другие условия жизни и развития, иная налоговая нагрузка. Поэтому, несмотря на огромные транспортные расходы, китайцы по-настоящему давят. Правда, в последние года два ситуация стала потихоньку меняться. По двум причинам: продукция Поднебесной дорожает, к тому же многие российские потребители уже «наелись» тамошнего оборудования. Тем не менее, был в истории Жуковского опытного завода период (2009 год), когда из-за негибкой политики РЖД он утратил свой рынок за Уралом. И только  в текущем году вернул. Получены заказы на рубительную технику от предприятий Красноярска, Новосибирска, а также Екатеринбурга, попробовавших китайского продукта и понявших: свое — лучше.

Из других мест тоже обращаются: «Хотим купить…» Раньше там польского «Скорпиона» приобретали. Но тот три года отработает — и приказал долго жить. Есть, однако, специалисты, утверждающие, что это даже хорошо: чаще будет техника обновляться. Вопрос, как говорится, спорный.

Нынешний год, по признанию Королькова, — самый удачный на измельчители. Секрет прост: деревообработчиков заставили заниматься  отходами. Внутри нашей области тоже меняется психология. Вот в Брасовском районе заказали рубительную машину. Много такого оборудования отправлено  в Дятьковский район. В прошлом году выручали и зарубежные партнеры — из Казахстана, Киргизии, Беларуси, Приднестровья. 

Раньше завод ежегодно участвовал в престижных выставках: Москва, Питер, Вологда, Сибирь… Нынче, по мнению Королькова, они утратили свою эффективность, превратились в чисто имиджевые. Основная торговля — через Интернет. Но это упрощает дело, имидж у предприятия — серьезнее не бывает. «Я ценю, — говорит, — что около двадцати процентов заказов — это повторные обращения или обращения знакомых тех людей, которые у нас купили оборудование. Значит, выпускаем отличную технику». В подтверждение приводит пример: заводские изделия можно встретить и на вторичном рынке, причем цена их лишь незначительно отличается от стоимости новых.

Свое вступление в ряды «ОПОРЫ РОССИИ» объяснил так: «Малый бизнес никто не желает слышать. Когда у тебя возникают сложности, все сводится к тому, что чиновник говорит: «Ты просто не умеешь руководить». И это Королькова раздражает. Сегодня, делится наблюдениями, появился новый тип чиновника, который убежден, что все знает. И для него доказательство хорошей работы руководителя — наличие у того свободных денег. Но откуда им взяться при нынешних тарифах естественных монополий, высоких процентах банковских кредитов, огромных налогах на заработную плату? При этом в проигрыше оказывается как раз тот руководитель, который ведет честную игру, платит своим работникам «по-белому». Да,  без налогов ни одно государство не сможет существовать, но надо находить дифференцированный подход.

И задает власти предержащим жесткий вопрос: «Нужно ли нашей стране машиностроение? Или нам нужны одни лишь компьютерные технологии?»

Тем не менее, при всех неурядицах, сложностях, сокращении объемов производства (в 2016 году — на 20 процентов) о планах и перспективах говорит с немалой долей оптимизма.  На заводе сформировался замечательный коллектив. Даже в этих условиях расширен модельный ряд выпускаемого оборудования, увеличено количество видов отходов для переработки. Есть позитивные изменения в динамике производства. «Греет душу, что мы все-таки делаем этот мир чище», — говорит мой собеседник. Вот и факт: только рубительных машин за пятнадцать лет произведено более четырехсот. А есть ведь и другие. Конечно, мир становится чище. Спасибо может сказать матушка-природа.

И еще у Н.А.Королькова твердое убеждение: нынешние трудности в отечественной экономике — не навсегда. Непременно придут другие времена. И это будут времена настоящего расцвета предприятия.

 

По материалам публикации в газете «Брянские факты» №28 [1009], вкладыш газеты «ОПОРА РОССИИ в Брянске» № 14

16 Июля 2017
Назад в раздел