Позиция «ОПОРЫ РОССИИ» по вопросу применения ККТ нового образца
В настоящее время проходит реформа регулирования использования контрольно-кассовой техники нового образца. Принятый Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает поэтапный переход субъектов предпринимательской деятельности на применение контрольно-кассовой техники с функцией передачи данным о совершенных операциях в налоговые и иные государственные органы.
Согласно закону до 1 июля 2017 г. должны перейти на новые кассовые аппараты те предприниматели, которые ранее применяли ККТ старого образца (с ЭКЛЗ). До 1 июля 2018 г. кассы должны установить те, кто сейчас освобожден от необходимости их применять (плательщики ЕНВД, ИП на патентной системе налогообложения и пр.).
В рамках «первого» этапа до 1 июля 2017 г. должны быть перерегистрированы около 1,2 млн. касс, а сейчас прошли перерегистрацию немного больше 440 тыс. В рамках «второго» этапа до июля 2018 г. должны быть установлены или модернизированы порядка 2 млн. касс.
«ОПОРА РОССИИ» отмечает, что внедрение онлайн-касс создает новые возможности по использованию электронных сервисов субъектами предпринимательской деятельности, применяющими контрольно-кассовую технику, при ведении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. За счет создаваемых реформой возможностей бизнес может улучшить собственные технологии к управлению активами и персоналом.
Вместе с тем проводимая реформа затрагивает миллионы хозяйствующих субъектов, которые несут существенные расходы по покупке и установке онлайн-касс. «ОПОРА РОССИИ» анализирует вопросы и барьеры, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности в ходе реформы. По результатам проведенной работы следует отметить следующие проблемы.
1. Ответственность за несвоевременную установку касс
Из-за ажиотажного спроса, отсутствие достаточного количества касс и фискальных накопителей, дефицита специалистов сервисных центров обслуживания предприниматели могут не успеть в срок до 1 июля получить онлайн-кассу с фискальным накопителем и подключить ее.
В настоящее время Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 14.5) установлена ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях - на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Повторно выявленное нарушение влечет административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям влечет предупреждение или наложение административного штрафа до 10 тыс. руб.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым принять до 1 июля нормативный акт, освобождающий от штрафных санкций добросовестных предпринимателей, которые заключили договор поставки (покупки), но не успели в срок получить и уставить кассу.
2. Перечень местностей, отдаленных от сетей связи
До настоящего времени некоторые субъекты РФ не утвердили перечни территорий, удаленных от сетей связи. По закону предпринимателям, работающим в отдаленных от сетей связи местностях, не нужно заключать договоры с операторами фискальных данных (ОФД) при условии утверждения перечня таких территорий региональным органом власти.
«ОПОРЕ РОССИИ» необходимо, в том числе через региональные отделения, добиваться утверждения перечней во всех регионах и максимального расширения территорий, осуществление деятельности в которых освобождает хозяйствующих субъектов от необходимости передавать данные в режиме онлайн.
3. Онлайн-кассы и ЕГАИС
Для онлайн-ККТ предусмотрена возможность их применения без передачи данных через оператора фискальных данных в местностях, удаленных от мест связи. Это территории определяются властями субъектов, а в качестве критерия выступает численность населения менее 10 тыс. чел.
Однако, для передачи данных от продажи алкоголя через ЕГАИС, где также используется Интернет, исключения другие – численность населенного пункта до 3 тыс. чел.
Необходимо синхронизировать требования к онлайн-кассам и оборудованию ЕГАИС. Для этого Минфину Росси необходимо разработать необходимые изменения в законодательство.
4. Избыточная отчетность для организаций, торгующих алкоголем
В настоящее время контроль за оборотом алкогольной продукции осуществляется при помощи нескольких дублирующих инструментов:
ЕГАИС;
контроль применения контрольно-кассовой техники;
декларирования объемов производства и оборота алкогольной продукции;
журнала учета объемов розничной продажи алкогольной продукции.
Системы ЕГАИС и контроля за ККТ, предусмотренные для всей цепочки производства и оборота, полностью решает задачу контроля. Иные формы отчетности являются излишними и должны быть отменены.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым разработать поправки в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в части исключения избыточной отчетности.
5. Уменьшение суммы налога на расходы, связанные с приобретением ККТ («налоговый вычет»)
На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона № 18416-7 № «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017-2019 годов», которым вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность уменьшения индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, суммы уплачиваемого налога на расходы по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.
При этом размер указанных расходов ограничивается суммой в 18 тыс. рублей на единицу ККТ, применяемой на каждом месте осуществления расчёта с покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении ККТ.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым предусмотреть в законопроекте следующие положения:
предоставление права на уменьшение суммы налога не только индивидуальным предпринимателям, но и юридическим лицам на ЕНВД по всем применяемым кассам. Несправедливо распространять данное правило ИП с большими оборотами и не делать этого для юрлиц с маленькими оборотами;
возможность переноса вычета на другие налоговые периоды (сейчас предприниматель на патенте, уплачивающий патент меньше 18 тыс. руб., не сможет полностью вычесть затраты на кассы).
6. Бессрочность ЕНВД
«ОПОРА РОССИИ» отмечает, что благодаря позиции нашей организации действие ЕНВД было продлено с 2018 г. до 2021 г.
В связи с тем, что государство имеет возможность видеть оборот, проходящий через кассу, в системе ЕНВД, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ, сделав этот режим налогообложения действующим бессрочно.
7. Освобождение ИП на патентной системе налогообложения от обязанности применять ККТ
В настоящее время патентная система налогообложения распространяется на 63 вида деятельности, субъекты Российской Федерации имеют право конкретизировать данный перечень. Суть патентной системы налогообложения заключается в уплате индивидуальным предпринимателей определенной фиксированной суммы (патента).
Применение ККТ такими ИП нецелесообразно. Введение новых требований к контрольно-кассовой технике не повлияет на собираемость налогов с данной категории налогоплательщиков.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым внести изменения в Федеральный закон № 54-ФЗ, исключив необходимость применения ККТ для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих патентную систему налогообложения.
8. Практика навязывания хозяйствующим субъектам дополнительных необязательных услуг
Малый бизнес покупает кассы и комплектующие не у производителей, а, как правило, в центрах технического обслуживания (ЦТО). К сожалению, ЦТО, пользуясь низкой информированностью предпринимателей, навязывают необязательные дополнительные услуги (регистрация ККТ на сайте налогового органа, договор на обслуживание с ЦТО).
В связи с ажиотажным спросом субъекты предпринимательской деятельности сталкиваются с существенным ростом стоимости дополнительных услуг, отказом ЦТО продавать ККТ без необязательного договора на обслуживание.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым обратиться в ФАС России с изложением фактов антиконкурентных действий ЦТО и практики завышения стоимости услуг.
9. Несовместимость программного обеспечения с новой контрольно-кассовой техникой, дороговизна новых программ
Хозяйствующие субъекты сталкиваются с несовместимостью установленной ими контрольно-кассовой техники с привычными программными продуктами (бухгалтерские программы, программы для предприятий общественного питания, системы управления содержимым (СМS)). Адаптация программ для новых моделей ККТ еще не завершена, появляющееся программное обеспечение стоит дорого.
В связи с требованием законодательства об отражении в кассовых чеках всей номенклатуры проданных товаров, хозяйствующие субъекты вынуждены приобретать дорогостоящее программное обеспечение, позволяющее оптимизировать бизнес-процессы, связанные с выполнением этого требования.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым обратиться в ФАС России с просьбой провести мониторинг хода адаптации и стоимости программного обеспечения на предмет нарушений антимонопольного законодательства.
10. Отсутствие необходимого числа специалистов в сфере обслуживания (ремонта) контрольно-кассовой техники
Хозяйствующие субъекты сталкиваются с проблемой отсутствия специалистов, имеющих компетенции в установке и ремонте контрольно-кассовой техники. В ряде случаев в случае возникновения проблем при установке или использовании кассы хозяйствующий субъект узнает, что специалист, который может решить проблему, находится за несколько сотен километров. В результате теряется значительное время связанное с перемещением и обслуживанием (ремонтом) кассы.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым нормативно регламентировать сроки и процедуры обслуживания (ремонта) контрольно-кассовой техники.
11. Технические проблемы при регистрации контрольно-кассовой техники
При регистрации личного кабинета налогоплательщика для последующей регистрации контрольно-кассовой техники хозяйствующие субъекты сталкиваются с техническими проблемами в виде необходимости установки дополнительных плагинов, неподдержки браузером шифрования защищенных соединений, зависанием «заявления» и пр.
Служба технической поддержки ФНС рассматривает запросы о неисправностях в течение 15 дней.
Эти трудности вынуждают предпринимателей заключать договора с ЦТО.
«ОПОРА РОССИИ» предлагает создать оперативную службу технической поддержки, оказывающую содействие по телефону в регистрации контрольно-кассовой техники.
Вывод:
К настоящему времени в рамках «первого» этапа, который реализуется в активной фазе с февраля 2017 г., в налоговых органах зарегистрировано менее 40 % онлайн-касс от общего «парка» касс, подлежащих перерегистрации. Предприниматели повсеместно сталкиваются с дефицитом касс, фискальных накопителей и специалистов по техническому обслуживанию.
В рамках «второго» этапа к 1 июля 2018 г. должно быть перерегистрировано как минимум в 2 раза больше касс. При этом новые кассы должны быть установлены теми субъектами предпринимательской деятельности, кто сейчас не обязан их использовать, что может вызвать еще больше проблем.
К настоящему времени не созданы технические решения для использования онлайн-касс отдельными категориями хозяйствующих субъектов (например, в вендинговой торговле).
Поскольку речь идет о существенных затратах для 2,5 млн. субъектов предпринимательской деятельности, «ОПОРА РОССИИ» считает необходимым по итогам анализа реализации «первого» этапа реформы сузить круг хозяйствующих субъектов, обязанных применять онлайн-кассы, и при необходимости уточнить сроки реализации «второго» этапа.