РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕКТОР
Судьбу Вячеслава Мартиновича Сухова, можно сказать, во многом беда определила. На 50-м году -- обширный инфаркт. Как раз на Рождество Христово. Год лечения. И четкое осознание: надо менять жизнь.
Собственно, об этом подумывал и раньше. Работал заместителем генерального директора БЗПП (теперь завод «Кремний»), видел, что все начало разваливаться, как и повсюду в стране в начале 90-х годов. Кое-какие наработки были. Предприятие поставляло комплектующие на Минский телевизионный завод «Горизонт»: интегральные схемы, детали… А взамен получало телевизоры (очень дефицитная по тем временам продукция!), которые реализовывались работникам через открытую в общежитии торговую точку. И он понял, что за эту ниточку стоит ухватиться.
Так появилась фирма с романтичным брендом «Селена». В компаньонах -- надежный товарищ Николай Фролов (они и сегодня вместе), потом добавились еще. Начали раскручивать торговлю бытовой техникой (с заводом пришлось расстаться). К телевизорам добавились минские холодильники «Атлант», донецкие холодильники «Норд». И до корейцев добрались! Главное -- были огромное желание и мозги. Вышли в областные лидеры по продажам, оказанию торговых услуг (только в Брянске действовало пять крупных магазинов) -- начали захватывать и соседний рынок: Орел, Смоленск, Десногорск, Калужская область… Более двадцати магазинов.
Скромный человек Вячеслав Мартинович, но об одной своей заслуге, тем не менее, поведал. Организовал (конечно, вместе с коллективом, но генератором был лично он) сервисное обслуживание бытовой техники. В ту пору «Селена» уже тесно сотрудничала с корейцами. В Брянске по проспекту Станке Димитрова, 28 построили сервисный центр площадью 1000 кв. метров. Более тридцати человек здесь работало. Вся техническая документация -- на магнитных электронных носителях, полная компьютеризация. Побывал у коллег руководитель сервисной службы южнокорейской компании «LG». Увидел, какие условия создали они у себя, и не удержался от восхищенного восклицания: «Москва -- оne, Брянск -- two» (Москва -- первая, Брянск -- второй).
Участие в городских мероприятиях. Работа с администрациями города и области. Организация совместно с местными властями праздничных мероприятий в районах, где были фирменные магазины. Так шло продвижение продукции по корейской науке. «Никого не дурили, -- говорит Сухов. -- Если обещали при розыгрыше машину, то счастливчик ее и получал».
Но наша жизнь многоцветна. Пришли сложные времена. В фирме трудилось уже более двухсот человек. С учетом членов их семей «Селена» кормила целую армию. Расставание было тяжелым. И у Вячеслава Мартиновича тоже до слез доходило: у каждого ведь своя судьба, подчас непростая. Тем не менее, сегодня при встречах ни у кого обиды нет, отношения дружеские. Потому что все было по-честному.
Двадцать лет -- срок немалый. Бренд «Селена» и поныне существует. Но наполнен уже иным смыслом. В тот драматический момент приняли, по инициативе Сухова, решение свернуть бизнес: было очень много заемных средств, да и не смогли выдержать жесткую конкуренцию с региональными сетевиками. Распродали недвижимость, в том числе в другие руки перешел и сервисный центр, рассчитались с долгами, а кое-что из арендуемого выкупили.
Теперь «Селена» обеспечивает помещениями тех, кто желает развивать свое дело, но не имеет собственной базы. Тоже важное направление. Ее услугами пользуются предприятия торговли («Магнит» и «Пятерочка», например), «Сбербанк». Один из объектов по очень щадящей цене арендовал медицинский центр, открывшийся в этом году по улице Рославльской в Брянске. «Мы, -- говорит Вячеслав Мартинович, -- всегда идем навстречу предпринимателям». Интересный момент: с пониманием относится и к проблемам коллег, заправляющих в некогда принадлежавшем ему сервисном центре. Частенько звонят, просят содействия в решении того или иного вопроса.
Конкуренция и здесь давит? Конечно, чувствуется. В стране непростая экономическая ситуация, поэтому очень много свободных помещений. Ставки упали в среднем на 30 процентов -- по сравнению с тем временем, когда «Селена» начинала свою нынешнюю деятельность.
Кто-то, быть может, скажет: «Что особенно в этом бизнесе? Помещение сдал -- деньги получил». Не все так просто. За объектами нужен хозяйский пригляд. Ситуации же возникают разные. Вот как-то раздается телефонный звонок с БМЗ: «Отключаем от тепла ваш объект по улице Ульянова…» (если точнее, «под санкции» попали тогда все потребители, обогреваемые этой энергетической веткой: котельная закрывалась). А на носу начало отопительного сезона… Вот и ломай голову.
В.М.Сухова можно считать аксакалом брянского предпринимательства: довелось работать с разными губернаторами. И о Ю.Е.Лодкине, и о Н.В.Денине отзывается по-доброму. У каждого из них свои достоинства и особенности. Лодкин запомнился, в частности, тем, что при нем работал совет предпринимателей, была площадка для обсуждения различных вопросов, а также умением брать на себя ответственность за принятие очень непростых решений, в том числе по поддержке предпринимательского сообщества. С сожалением говорит, что ничего пока не может сказать -- ни хорошего, ни плохого -- о нынешнем главе региона А.В.Богомазе, потому что сталкиваться с ним в работе не приходилось.
Что не может не подкупать в Вячеславе Мартиновиче, так это то, что при всей своей интеллигентности, культуре, такте не из теста слеплен. Есть в нем внутренний стержень, позволяющий не прогибаться под прессом обстоятельств, отстаивать свою позицию, чем бы это ни грозило. Многим памятна история с попыткой неких лиц неправедным путем завладеть собственностью ЖКХ Советского района. А это более ста объектов. Инициировал письма к Президенту и Премьеру России, Генеральному прокурору, в Следственный комитет, спикеру и всем руководителям фракций Государственной Думы, в областную прокуратуру, судебные органы. В них откровенно заявлялось, что это прямой грабеж. Столкнулся со стеной. Доходили до него и такие высказывания: «Чего старается? Самый умный? Жить надоело?» Вот такой урок.
Потому много лет связан с «ОПОРОЙ РОССИИ». Был в числе первопроходцев, стоявших у истоков Брянского регионального отделения этой организации. На состоявшейся недавно отчетно-выборной конференции заострил волнующий всех предпринимателей вопрос о кадастровой стоимости объектов. Комментируя высказывание, что повсеместное завышение ее произошло из-за отсутствия опыта, наработок, документации, заметил: «Интересно у нас получается. Ошибки почему-то традиционно в одну сторону. В сторону увеличения, причем очень серьезного. Такое впечатление, что людям просто поставили задачу: сделайте покруче, а там будет видно. Денег ведь в казне вечно не хватает».
Пытались предприниматели подготовить обращение к губернатору. Сначала там зашевелились, создали комиссию, а потом, говорит с сожалением Вячеслав Мартинович, все затихло. Спустили на тормозах. И получается следующее. Оценки сознательно или несознательно были завышены, а сейчас появляются компании и предлагают свои услуги по их пересмотру за очень приличные деньги.
А бизнес, считает, нуждается в поддержке власти. Вот, например, выделяется или продается с аукциона земля, и такими тарифами обкладывается наперед строительство -- потянуть только титаны могут, начинающим предпринимателям это нереально сделать. В некоторых странах, где заинтересованы в развитии малого бизнеса, помогают в прокладке коммунальных сетей муниципалитеты. Вот это реальная, а не на словах, помощь.
…В офисе директора ООО «Селена» на стене -- большой православный крест. Святое распятие. Освященное. Хоть давно не ходит Вячеслав Мартинович в церковь, но в душе сохраняется трепетное отношение к православной вере. Именно к вере, говорит, а не к посредникам между Богом и людьми. Поэтому его девиз: «Никогда не бери чужого и живи по совести».
Так и живет.
В.ТЕРЕХОВ.
г.БРЯНСК.